Тема амбулаторной лекарственной помощи стала одной из ключевых в рамках VIII Международной научно-практической конференции «Оценка технологий здравоохранения: фокус на лекарственное обеспечение». Повышение доступности лекарственной помощи на амбулаторном этапе - одна из ключевых задач российского здравоохранения. Сегодня только 20% населения страны получают льготные лекарства (только определенные категории граждан или при определенных заболеваниях), остальные оплачивают лекарства самостоятельно, что создаёт угрозу качеству лечения. При этом в зарубежных странах доля расходов государства на лекарственную помощь составляет 50-85%. Ограниченный охват населения программами лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях приводит к снижению приверженности терапии, высокой частоте госпитализаций с заболеваниями, которые могли бы успешно лечиться в рамках первичной медицинской помощи. Особенно остро проблема амбулаторного лекарственного обеспечения стоит для социально-значимых заболеваний с высоким риском смертности (например, сердечно-сосудистые), и ключевым вопросом остается обеспечение преемственности лекарственной помощи между стационаром и амбулаторным звеном.
По данным официальной статистики, в России насчитывается более 8 млн. человек с ишемической болезнью сердца (ИБС), и более 3 млн. таких пациентов с одним и более коморбидным (сопутствующим) заболеванием (инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), сахарный диабет, обструктивная болезнь лёгких (ОБЛ)), более 17 млн. пациентов – с артериальной гипертензией, к которым добавляются более 2,9 млн. пациентов с коморбидными заболеваниями. Смертность в одной и другой группе составляет 8% и 4,2% соответственно. Льготное лекарственное обеспечение и приверженность лечению (мотивация пациентов к правильному и постоянному приему препаратов) – два подхода, которые позволят значительно – на 20% - снизить преждевременную смертность таких пациентов, при этом лекарственное обеспечение играет существенную роль (14%). Всероссийский союз пациентов выделяет несколько проблем текущей системы лекарственного обеспечения в амбулаторном звене в России. «Первое – система ориентирована на лечение пациентов с тяжелыми стадиями заболевания и на этапе получения инвалидности, в то время как лекарственная терапия должна начинаться на самых ранних этапах заболевания. Второе – дефрагментация системы – финансирование лекарственной помощи осуществляется по разным программам, из разных бюджетов. Третье – обеспечение льготной лекарственной помощью не происходит в автоматическом режиме, существует разрыв между задекларированными правами пациента на льготу и реалиями. Четвертое – система закупок требует модернизации, поскольку сегодня она не учитывает персонификацию лечения, появления новых пациентов. Пятое - Федеральная программа «14 высокозатратных нозологий» (программа «14 ВЗН») впервые за многие годы сталкивается с перебоями в финансировании. За последние несколько лет дефицит финансирования нарастал, и сегодня крайне остро стоит вопрос об увеличении финансирования данной программы», - отметил Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. Позицию Всероссийского союза пациентов о необходимости увеличения финансирования системы лекарственного обеспечения разделяет Ассоциация международных фармацевтических производителей в лице ее председателя, Оксаны Монж, подчеркивая значимость системного подхода к решению проблем: «Сегодня в России расходы государства на здравоохранение составляют около 3% от ВВП, в то время как в других странах они достигают 7-10% ВВП. Пациенты оплачивают порядка 66% лекарств из собственных средств, из них 75% составляют препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. И это на фоне снижения доходов населения, которое мы наблюдаем с 2014 года. Вопрос финансирования становится еще более острым во время пандемии. Необходим комплексный подход к лекарственной помощи в амбулаторном звене и стационаре и пересмотр объемов ее финансирования, поиск возможностей для лекарственного обеспечения для лечения на ранних стадиях заболевания, до наступления инвалидности – со значительным расширением популяции льготополучателей за счет лиц трудоспособного возраста и введением возможности со-платежей со стороны населения. Крайне важно увеличение доступности инновационных препаратов за счет дифференцированного подхода для таких препаратов в ОТЗ, исключения нулевого правила на бюджет при включении их в ВЗН и широкого внедрениях новых контрактных моделей в закупках, постепенный переход от закупок к системе лекарственного возмещения, использование возможностей цифровых решений». Нурия Мусина, руководитель отдела развития и внешних коммуникаций ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России отметила актуальность изменения подходов к формированию перечней льготного лекарственного обеспечения: «Главная задача перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) – обеспечение пациентов терапией для лечения социально-значимых заболеваний, поэтому сегодня стоит вопрос об исключении из перечня безрецептурных препаратов. Более того, включение и возмещение препаратов в рамках перечня ЖНВЛП должно быть по определенным показаниям. 14 ВЗН представляет собой очень неоднородный перечень препаратов, включающий как препараты, имеющие более дешевые аналоги, так и дорогие, безальтернативные методы лечения. К данным группам препаратов необходимо использовать разные подходы для принятия решений о включении: к инновационным, безальтернативным препаратам – применять новые подходы, которые сейчас используются за рубежом, – переговорный процесс с производителями по снижению цены, соглашения с условием конфиденциальности по цене, соглашения об управляемом доступе (риск-шеринг)». По мнению экспертов, эффективным инструментом повышения доступности лекарственного обеспечения, вне зависимости от региона проживания пациентов, является лекарственное страхование. По словам Ларисы Попович, директора Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», «сегодня значительное количество стран реализуют систему лекарственного обеспечения через лекарственное страхование или возмещение. Одним из основных барьеров, препятствующих внедрению лекарственного страхования в России является «эклектичность системы лекарственного обеспечения, что привело к разным системам учета, различиям в нормативно-правовом регулировании, а также разным подходам к ведению пациентов». Участники обсуждения отмечают важность реализации инициатив Министерства здравоохранения РФ, направленных на совершенствование системы лекарственного обеспечения и повышение ее доступности – формирование единого регистра льготников, планируемый переход на систему электронного рецепта, развитие дистанционной торговли безрецептурными лекарственными препаратами, особенно в удаленных районах, расширение программы льготного лекарственного обеспечения для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями – в том числе и для подготовки системы к переходу на лекарственное возмещение для всего населения РФ.
|
||